Гражданско-патриотическое воспитание

Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.

Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию

  Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования основывается на планомерной и последовательной передаче ребёнку исторического и социального опыта белорусского народа, воспитании уважения к государственным символам страны. Интерес воспитанников к изучению объёмного материала в значительной мере зависит от содержания образовательного процесса.
  При его планировании вместе с традиционными подходами необходимо учитывать педагогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека, высокой морали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально-познавательные впечатления ребёнка, дополнительно мотивирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические качества характерны только человеку. Чем выше уровень овладения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.
 
    Цель патриотического воспитания — формирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отношения, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности и трудолюбия, сопричастности к современным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.
   Задачи патриотического воспитания определены в учебной программе дошкольного образования, а направления могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием:
 
1. История Беларуси: возникновение и развитие.
Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об истории белорусского народа.
 
2. Символы Беларуси.
Задачи: воспитывать гордость и уважение к государственным символам; формировать представления о значении государственных герба, флага и гимна.
 
3. Достопримечательности Беларуси.
Задачи: развивать любознательность к месту или объекту, которые являются историческим наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расширять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.
 
4. Государственные и народные праздники.
Задачи: учить осознавать торжественность государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к современным событиям.
 
5. Люди, прославившие Беларусь.
Задачи: воспитывать уважение к просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.
 
6. Народные промыслы и искусство.
Задачи: расширять знания о культуре страны, приобщать детей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования; развивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).
 
7. Белорусское народное творчество.
Задачи: формировать готовность ребёнка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.
 
    Содержание патриотического воспитания реализуется в ходе трёхэтапного познавательного процесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образовательные области. от младшей до старшей группы содержание каждого направления обогащается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применяются различные его средства и методы.
    Результативность патриотического воспитания  оценивается комплексом обобщённых характеристик, определяется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.