Воспитание ребенка в неполной семье

Каждый десятый ребенок среди детей дошкольного возраста воспитывается одним родителем, а каждый седьмой - среди детей школьного возраста. "Материнская" семья сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами.

Человек приходит в мир не по своей воле. Перед ним стоит задача – понять мир и найти себя в нем. О том, что жизнь – это не загородная прогулка, нужно осторожно говорить человеку с ранних лет. Ребенок – вовсе не просто объект воспитания. Он еще и субъект действия и познания. Он – неповторимая личность. К каждому ребенку нужен свой подход, нужна педагогическая чуткость. И только любящая мать или любящий отец, как никто другой, способны прочувствовать, что необходимо их ребенку. Ребенок хочет любви и чувствует ее или ее отсутствие тоньше, чем глаз чувствует соринку. Любая строгость простится и любое лишение будет не в тягость, если сердце ребенка будет чувствовать любовь родителя. Без Любви в воспитание лучше не соваться. И еще – не стоит браться за труд воспитания, если сам не хочешь учиться, если уверен, что все знаешь.

Для воспитания ребенка нужна благоразумная строгость, трудовое воспитание, закалка воли, добрые примеры. В ребенке необходимо воспитывать: послушание родителям, уважение к старшим, развивать чувство благодарности, сопереживание ближним, трудолюбие, скромность, терпение, ответственность за свои слова и поступки, щедрость(умение делиться игрушками и др.) и многое другое, что поможет ему стать настоящим человеком.

Начнем с трудолюбия. Если мы, например, из жалости не приучим ребенка трудиться (дескать, вырастет – наработается), то услуга эта будет похожа на «услугу» китайских царей своим дочерям. Чтобы подчеркнуть их благородство, им туго бинтовали ноги, так что девочки вырастали изуродованными, не могущими ходить. Затем их всю жизнь носили на руках и в паланкине, давая понять, что их высокое происхождение чуждо всякой работе, даже хождению по земле. И наши дети рискуют приобрести неисправимое душевное уродство, если не будут с малых лет застилать свою кровать, относить после еды посуду в умывальник, убирать игрушки на место и так далее.

Сопереживание. Если человек ни о ком, кроме себя, не думает, то он или уже духовно мертв, или стоит на краю пропасти. Как же практически научить юного человека сопереживанию, отзывчивости?

Можно, к примеру, отправляя ребенка в детский сад, дать ему не одно яблоко, а несколько и сказать ребенку, чтобы он дал яблоки воспитательнице, а она поделила бы яблоки между детьми. Для ребенка важен пример взрослого, если он будет видеть вашу радость от дарения кому-либо чего-либо и вы в разговоре с ребенком обсуждая эту ситуацию будете испытывать искреннее чувство восхищения ребенком по поводу того что он чем то поделился - малыш, по хорошему «заразится» вашей неподдельной радостью.

Так же необходимо учить детей бережно относиться к природе и ко всему, что их окружает: цветы, деревья, животные, птицы и все, все, все!

Выше мы говорили про труд. Этот разговор требует логического продолжения в теме пищи. Важно объяснить ребенку, какие усилия требуется приложить человеку, чтобы вырастить хлеб и другие продукты питания. Малыш должен бережно относиться к хлебу, не играть им и тем более, не бросаться им! И также с другими продуктами.

Каждый мальчик хочет быть храбрым, ловким и мускулистым. Каждая девочка хочет быть красивой до неотразимости. На реализацию этих желаний работает спортивная индустрия, косметическая промышленность и медицина. Но нам стоит помнить, что гораздо больше красоты и силы мышц человеку нужна будет в жизни сила воли. Эта внутренняя, то запрещающая, то повелевающая сила способна худенького парнишку сделать храбрее любого бойца, а  трудолюбивому середнячку подарить больший успех, чем талантливому разгильдяю.

Сила воли воспитывается там, где чувство долга и ответственности заставляет делать то, что не хочется, и там, где нравственный закон запрещает делать то, что хочется. Хочется похохотать на физкультуре над неудачным прыжком товарища. Но ведь ему обидно, и значит – нельзя! Не хочется убирать игрушки или заправлять кровать, но это твои обязанности, и значит – надо!

Какой лозунг можно начертать на знамени ребенка? Один из хороших вариантов – « учись у всех», но хорошему! Учиться нужно всю жизнь, и прививать любовь к этому нужно с детства. Все люди - это книги!

Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что, не смотря на то, что в нашей современной сложной жизни возникают разные ситуации и перипетии, необходимо помнить, что только истинная любовь способна творить чудеса и тем более это касается воспитания детей в неполных семьях!