Порядок действий работников, обучающихся, арендаторов и посетителей учреждения образования в случае обнаружения на его территории бесхозного предмета, имеющего признаки взрывного устройства.

Демаскирующими признаками взрывных устройств, а также признаками, свидетельствующими о том, что обнаруженный предмет может быть взрывоопасным, являются:

  • наличие предметов, внешне похожих на армейское имущество;
  • наличие брикетов, порошка серого, синего, белого цвета в смеси с коробочками, проводками, батарейками и т.д.;
  • наличие на найденном предмете неопределенного назначения источников питания;
  • незамаскированные элементы мин (зарядов, фугасов), натянутые проволоки и шнуры, провода, торчащие из грунта взрыватели или их усилители, стержни (штыри); наличие антенны у предметов непонятного назначения; присутствие звука часового механизма (тиканье, щелчки);
  • появление проводов там, где их раньше не было, без видимых причин и оснований;
  • наличие локально расположенной массы металла (своего рода готовых поражающих элементов), близость горючих материалов к ранее отсутствовавшему в данном месте предмету;
  • неоднородность внешней среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытия, стены здания, нарушение естественного цвета растительности или снежного покрова и т.д.), особенно когда эти изменения произошли совершенно без видимых причин;
  • наличие конвертов толщиной более 3 мм, особенно когда в них
  • присутствуют отдельные утолщения;
  • необычный запах (миндаля, марципана, жженой пластмассы и др.), наличие которого не свойственно ситуации;
  • наличие неизвестного свертка, сумки, портфеля, коробки, какого- либо иного подобного предмета на территории объекта или в непосредственной близости с ним;
  • натянутая проволока, шнур, провода, источники питания или изолирующая лента, свисающая из-под автомобиля.

Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. п.

В случае обнаружения бесхозного предмета, имеющего признаки взрывного устройства (далее – предмет), на территории объекта работники,  обучающиеся, арендаторы и посетители учреждения образования осуществляют следующие действия.

  1. Работники, обучающиеся, арендаторы и посетители учреждения образования:
  • визуально определяют у обнаруженного предмета признаки, которые могут указывать на наличие взрывного устройства.

При этом запрещается:

трогать и передвигать обнаруженный предмет;

подходить и курить возле него;

пользоваться средствами радиосвязи, мобильными телефонами вблизи данного предмета (не позволять делать это другим лицам до прибытия сотрудников органов внутренних дел и (или) государственной безопасности, иных уполномоченных государственных органов);

  • фиксируют время обнаружения предмета;
  • немедленно сообщают об обнаружении предмета сторожам, (при необходимости – в органы внутренних дел и (или) иные уполномоченные государственные органы);
  • стараются сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;
  • дожидаются прибытия сторожей
  1. Сторож:
  • получивший сообщение об обнаружении предмета:

фиксирует в рабочем журнале время и характер принятого сообщения, место обнаружения предмета, ФИО, должность, контактные данные лица, сообщившего об обнаружении предмета;

докладывает об этом руководителю учреждения образования и иным уполномоченным лицам учреждения образования в соответствии со схемой оповещения;

  • на месте происшествия:
  • визуально производит первичную моментальную оценку (не прикасаясь к предмету) его обстановки, в ходе которой устанавливает:

характерные особенности предмета (габариты, наличие проводов, упаковки и т.п.);

наличие чрезвычайных происшествий, возникновение которых возможно в случае взрыва, и прогноз их развития (возгорание горючих материалов или веществ, угроза или обрушение конструкций здания или оборудования, иное);

наличие угрозы жизни и здоровью работникам, учащимся (лицам, проживающим в общежитии), арендаторам и посетителям учреждения образования, возникновение которых возможно при взрыве, зоны действия поражающих факторов;

  • предоставляет руководителю учреждения образования, иным уполномоченным лицам сведения об обстановке на месте обнаружения предмета;

2.2.3. одновременно с оценкой обстановки и информированием о ней с учетом установленных угроз жизни и здоровью работников, обучающихся, арендаторов и посетителей учреждения образования и с соблюдением мер безопасности:

выводит работников, обучающихся, арендаторов и посетителей учреждения образования из зданий (помещений), расположенных вокруг обнаруженного предмета, на безопасное расстояние (безопасные зоны указаны в таблице к настоящему Порядку действий);

Таблица

Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, подозрительного на взрывное устройство

пп

Вид устройства (предмета)

Диаметр зоны

1

Граната РГД-5

не менее 50 метров

2

Граната Ф-1

не менее 200 метров

3

Тротиловая шашка массой 200 граммов

45 метров

4

Тротиловая шашка массой 400 граммов

55 метров

5

Пивная банка 0,33 литра

60 метров

6

Мина МОН-50

85 метров

7

Предмет типа чемодан (кейс)

230 метров

8

Предмет типа дорожный чемодан

350 метров

9

Автомобиль типа «Жигули»

460 метров

10

Автомобиль типа «Волга»

580 метров

11

Микроавтобус

920 метров

12

Грузовая автомашина (фургон)

1240 метров

 

не допускает, чтобы присутствующие на месте происшествия лица дотрагивались или передвигали предмет, заливали его жидкостями, засыпали порошками или грунтом, накрывали чем-либо, пользовались вблизи его электро- и радиоаппаратурой;

  • на безопасном расстоянии обозначает границы места происшествия, исключает доступ к нему работников, учащихся (лиц, проживающих в общежитии), арендаторов и посетителей учреждения образования (за исключением случаев, связанных с необходимостью оказания первой помощи пострадавшим) до прибытия сотрудников органов внутренних дел и (или) государственной безопасности;
  • на территории объекта вне места происшествия:
  • выполняет указания руководителя учреждения образования, иных уполномоченных должностных лиц учреждения образования:

-о прекращении функционирования учреждения образования (его элементов, иных компонентов);

-о проведении мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;

-об ограничении круга лиц, осведомленных об обстоятельствах обнаружения предмета, кроме тех, кому в соответствии с компетенцией необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;

  • ограничивает доступ в помещения (здания) или на участок местности, которые входят в опасную зону, при необходимости – на территорию учреждения образования;
  • не допуская паники организует оповещение работников, обучающихся, арендаторов и посетителей учреждения образования о возникновении на ней чрезвычайной ситуации и необходимости покинуть объект;
  • в случае обнаружения предмета вблизи расположения оборудования под давлением, газопроводов, горючих материалов и веществ с соблюдением требований безопасности принимает меры по выводу такого оборудования и газопроводов из эксплуатации, удалению горючих материалов и веществ на безопасное расстояние;
  • проводит эвакуацию обучающихся, арендаторов, посетителей, а также работников учреждения образования, не задействованных в мероприятиях, связанных с обезвреживанием предмета и проведением иных мероприятий.

При этом исключается:

-проход эвакуируемых через место происшествия и зоны действия поражающих факторов;

-сосредоточение людей на отдельных выходах;

-совершение хищений денежных средств и иных материальных ценностей.

Одновременно обеспечивается:

-использование максимального количества выходов с территории объекта;

-контроль обстановки на выходах и в местах расположения денежных средств и иных материальных ценностей;

  • по возможности выделяет в отдельную группу эвакуируемых, находившихся на месте происшествия, возле него или видевших подозрительных лиц и предметы, для последующего опроса.

2.4. при осуществлении мониторинга обстановки на территории объекта с использованием системы видеонаблюдения:

-проводит изучение видеозаписей с места происшествия накануне обнаружения предмета, по возможности определяет лиц, оставивших предмет, и отслеживают их движение по объекту с целью фиксации вероятного оставления иных предметов;

-изучает обстановку на объекте с целью возможного обнаружения лиц, причастных к оставлению предмета;

-контролирует ход эвакуации работников, обучающихся, арендаторов и посетителей учреждения образования;

-информирует руководителя учреждения образования, иных уполномоченных лиц учреждения образования о нахождении на объекте работников, обучающихся, арендаторов и посетителей для принятия при необходимости мер по их дополнительному оповещению и эвакуации.

2.5. в окружении объекта:

-не допускает сосредоточение людей;

-принимает меры по первоочередному освобождению от людей и транспортных средств основного и резервного мест встречи сотрудников государственных органов, осуществляющих государственное реагирование;

-обеспечивает информирование работников, обучающихся, арендаторов и посетителей учреждения образования о необходимости удаления транспортных средств с прилегающих парковок, сопровождает процесс их выезда.

  1. Руководитель учреждения образования, иное должностное лицо, в чьи обязанности входит обеспечение безопасности учреждения образования:

3.1. принимает решения:

-о прекращении функционирования учреждения образования (его элементов, иных компонентов);

-о проведении мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;

-об ограничении круга лиц, осведомленных об обстоятельствах взрыва, кроме тех, кому в соответствии с компетенцией необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;

3.2. обеспечивает:

-немедленное информирование о происшествии дежурных служб территориальных органов МВД (т.102), КГБ, МЧС (т.101 или 112), комиссии по ЧС рай(гор)исполкома, структурного подразделения рай(гор)исполкома (облисполкома), осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования (по подчиненности);

-осуществление своевременного информирования комиссии по ЧС рай(гор)исполкома, структурного подразделения рай(гор)исполкома (облисполкома), осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования (по подчиненности), о сложившейся обстановке и принятых (принимаемых) мерах по ликвидации ЧС.

3.3. организует:

-оповещение должностных лиц учреждения образования в соответствии со схемой оповещения;

-деятельность сторожей по выполнению пунктов 1-2 настоящего раздела Порядка действий;

-эвакуацию людей из здания (объекта);

-сбор данных о происшествии;

-присутствие на объекте лиц, находившихся на месте происшествия, возле него или видевших подозрительных лиц и предметы, до прибытия сотрудников органов внутренних дел и (или) государственной безопасности, иных уполномоченных государственных органов;

-досмотр физических лиц и (или) материальных объектов, в отношении которых установлена вероятная связь с совершением и (или) подготовкой акта взрыва;

-подготовку помещений для развертывания деятельности следственно-оперативных групп, оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (при необходимости);

-прибытие уполномоченных лиц, отвечающих за обеспечение безопасности и работы учреждения образования (своих заместителей,  руководителей инженерно-технических подразделений, руководителя кадрового подразделения, руководителей иных подразделений по необходимости;

-встречу и сопровождение по территории учреждения образования представителей следственно-оперативных групп и старших оперативных начальников сил и средств государственного реагирования на акт терроризма;

-выполнение указаний руководителей следственно-оперативных групп и старших оперативных начальников сил и средств государственного реагирования на акт терроризма после их прибытия.

поделиться в: