Порядок действий работников, обучающихся, арендаторов и посетителей учреждения образования в случае обнаружения на его территории бесхозного предмета, имеющего признаки взрывного устройства.
Демаскирующими признаками взрывных устройств, а также признаками, свидетельствующими о том, что обнаруженный предмет может быть взрывоопасным, являются:
- наличие предметов, внешне похожих на армейское имущество;
- наличие брикетов, порошка серого, синего, белого цвета в смеси с коробочками, проводками, батарейками и т.д.;
- наличие на найденном предмете неопределенного назначения источников питания;
- незамаскированные элементы мин (зарядов, фугасов), натянутые проволоки и шнуры, провода, торчащие из грунта взрыватели или их усилители, стержни (штыри); наличие антенны у предметов непонятного назначения; присутствие звука часового механизма (тиканье, щелчки);
- появление проводов там, где их раньше не было, без видимых причин и оснований;
- наличие локально расположенной массы металла (своего рода готовых поражающих элементов), близость горючих материалов к ранее отсутствовавшему в данном месте предмету;
- неоднородность внешней среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытия, стены здания, нарушение естественного цвета растительности или снежного покрова и т.д.), особенно когда эти изменения произошли совершенно без видимых причин;
- наличие конвертов толщиной более 3 мм, особенно когда в них
- присутствуют отдельные утолщения;
- необычный запах (миндаля, марципана, жженой пластмассы и др.), наличие которого не свойственно ситуации;
- наличие неизвестного свертка, сумки, портфеля, коробки, какого- либо иного подобного предмета на территории объекта или в непосредственной близости с ним;
- натянутая проволока, шнур, провода, источники питания или изолирующая лента, свисающая из-под автомобиля.
Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. п.
В случае обнаружения бесхозного предмета, имеющего признаки взрывного устройства (далее – предмет), на территории объекта работники, обучающиеся, арендаторы и посетители учреждения образования осуществляют следующие действия.
- Работники, обучающиеся, арендаторы и посетители учреждения образования:
- визуально определяют у обнаруженного предмета признаки, которые могут указывать на наличие взрывного устройства.
При этом запрещается:
трогать и передвигать обнаруженный предмет;
подходить и курить возле него;
пользоваться средствами радиосвязи, мобильными телефонами вблизи данного предмета (не позволять делать это другим лицам до прибытия сотрудников органов внутренних дел и (или) государственной безопасности, иных уполномоченных государственных органов);
- фиксируют время обнаружения предмета;
- немедленно сообщают об обнаружении предмета сторожам, (при необходимости – в органы внутренних дел и (или) иные уполномоченные государственные органы);
- стараются сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;
- дожидаются прибытия сторожей
- Сторож:
- получивший сообщение об обнаружении предмета:
фиксирует в рабочем журнале время и характер принятого сообщения, место обнаружения предмета, ФИО, должность, контактные данные лица, сообщившего об обнаружении предмета;
докладывает об этом руководителю учреждения образования и иным уполномоченным лицам учреждения образования в соответствии со схемой оповещения;
- на месте происшествия:
- визуально производит первичную моментальную оценку (не прикасаясь к предмету) его обстановки, в ходе которой устанавливает:
характерные особенности предмета (габариты, наличие проводов, упаковки и т.п.);
наличие чрезвычайных происшествий, возникновение которых возможно в случае взрыва, и прогноз их развития (возгорание горючих материалов или веществ, угроза или обрушение конструкций здания или оборудования, иное);
наличие угрозы жизни и здоровью работникам, учащимся (лицам, проживающим в общежитии), арендаторам и посетителям учреждения образования, возникновение которых возможно при взрыве, зоны действия поражающих факторов;
- предоставляет руководителю учреждения образования, иным уполномоченным лицам сведения об обстановке на месте обнаружения предмета;
2.2.3. одновременно с оценкой обстановки и информированием о ней с учетом установленных угроз жизни и здоровью работников, обучающихся, арендаторов и посетителей учреждения образования и с соблюдением мер безопасности:
выводит работников, обучающихся, арендаторов и посетителей учреждения образования из зданий (помещений), расположенных вокруг обнаруженного предмета, на безопасное расстояние (безопасные зоны указаны в таблице к настоящему Порядку действий);
Таблица
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, подозрительного на взрывное устройство
№ пп |
Вид устройства (предмета) |
Диаметр зоны |
1 |
Граната РГД-5 |
не менее 50 метров |
2 |
Граната Ф-1 |
не менее 200 метров |
3 |
Тротиловая шашка массой 200 граммов |
45 метров |
4 |
Тротиловая шашка массой 400 граммов |
55 метров |
5 |
Пивная банка 0,33 литра |
60 метров |
6 |
Мина МОН-50 |
85 метров |
7 |
Предмет типа чемодан (кейс) |
230 метров |
8 |
Предмет типа дорожный чемодан |
350 метров |
9 |
Автомобиль типа «Жигули» |
460 метров |
10 |
Автомобиль типа «Волга» |
580 метров |
11 |
Микроавтобус |
920 метров |
12 |
Грузовая автомашина (фургон) |
1240 метров |
не допускает, чтобы присутствующие на месте происшествия лица дотрагивались или передвигали предмет, заливали его жидкостями, засыпали порошками или грунтом, накрывали чем-либо, пользовались вблизи его электро- и радиоаппаратурой;
- на безопасном расстоянии обозначает границы места происшествия, исключает доступ к нему работников, учащихся (лиц, проживающих в общежитии), арендаторов и посетителей учреждения образования (за исключением случаев, связанных с необходимостью оказания первой помощи пострадавшим) до прибытия сотрудников органов внутренних дел и (или) государственной безопасности;
- на территории объекта вне места происшествия:
- выполняет указания руководителя учреждения образования, иных уполномоченных должностных лиц учреждения образования:
-о прекращении функционирования учреждения образования (его элементов, иных компонентов);
-о проведении мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
-об ограничении круга лиц, осведомленных об обстоятельствах обнаружения предмета, кроме тех, кому в соответствии с компетенцией необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
- ограничивает доступ в помещения (здания) или на участок местности, которые входят в опасную зону, при необходимости – на территорию учреждения образования;
- не допуская паники организует оповещение работников, обучающихся, арендаторов и посетителей учреждения образования о возникновении на ней чрезвычайной ситуации и необходимости покинуть объект;
- в случае обнаружения предмета вблизи расположения оборудования под давлением, газопроводов, горючих материалов и веществ с соблюдением требований безопасности принимает меры по выводу такого оборудования и газопроводов из эксплуатации, удалению горючих материалов и веществ на безопасное расстояние;
- проводит эвакуацию обучающихся, арендаторов, посетителей, а также работников учреждения образования, не задействованных в мероприятиях, связанных с обезвреживанием предмета и проведением иных мероприятий.
При этом исключается:
-проход эвакуируемых через место происшествия и зоны действия поражающих факторов;
-сосредоточение людей на отдельных выходах;
-совершение хищений денежных средств и иных материальных ценностей.
Одновременно обеспечивается:
-использование максимального количества выходов с территории объекта;
-контроль обстановки на выходах и в местах расположения денежных средств и иных материальных ценностей;
- по возможности выделяет в отдельную группу эвакуируемых, находившихся на месте происшествия, возле него или видевших подозрительных лиц и предметы, для последующего опроса.
2.4. при осуществлении мониторинга обстановки на территории объекта с использованием системы видеонаблюдения:
-проводит изучение видеозаписей с места происшествия накануне обнаружения предмета, по возможности определяет лиц, оставивших предмет, и отслеживают их движение по объекту с целью фиксации вероятного оставления иных предметов;
-изучает обстановку на объекте с целью возможного обнаружения лиц, причастных к оставлению предмета;
-контролирует ход эвакуации работников, обучающихся, арендаторов и посетителей учреждения образования;
-информирует руководителя учреждения образования, иных уполномоченных лиц учреждения образования о нахождении на объекте работников, обучающихся, арендаторов и посетителей для принятия при необходимости мер по их дополнительному оповещению и эвакуации.
2.5. в окружении объекта:
-не допускает сосредоточение людей;
-принимает меры по первоочередному освобождению от людей и транспортных средств основного и резервного мест встречи сотрудников государственных органов, осуществляющих государственное реагирование;
-обеспечивает информирование работников, обучающихся, арендаторов и посетителей учреждения образования о необходимости удаления транспортных средств с прилегающих парковок, сопровождает процесс их выезда.
- Руководитель учреждения образования, иное должностное лицо, в чьи обязанности входит обеспечение безопасности учреждения образования:
3.1. принимает решения:
-о прекращении функционирования учреждения образования (его элементов, иных компонентов);
-о проведении мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
-об ограничении круга лиц, осведомленных об обстоятельствах взрыва, кроме тех, кому в соответствии с компетенцией необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
3.2. обеспечивает:
-немедленное информирование о происшествии дежурных служб территориальных органов МВД (т.102), КГБ, МЧС (т.101 или 112), комиссии по ЧС рай(гор)исполкома, структурного подразделения рай(гор)исполкома (облисполкома), осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования (по подчиненности);
-осуществление своевременного информирования комиссии по ЧС рай(гор)исполкома, структурного подразделения рай(гор)исполкома (облисполкома), осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования (по подчиненности), о сложившейся обстановке и принятых (принимаемых) мерах по ликвидации ЧС.
3.3. организует:
-оповещение должностных лиц учреждения образования в соответствии со схемой оповещения;
-деятельность сторожей по выполнению пунктов 1-2 настоящего раздела Порядка действий;
-эвакуацию людей из здания (объекта);
-сбор данных о происшествии;
-присутствие на объекте лиц, находившихся на месте происшествия, возле него или видевших подозрительных лиц и предметы, до прибытия сотрудников органов внутренних дел и (или) государственной безопасности, иных уполномоченных государственных органов;
-досмотр физических лиц и (или) материальных объектов, в отношении которых установлена вероятная связь с совершением и (или) подготовкой акта взрыва;
-подготовку помещений для развертывания деятельности следственно-оперативных групп, оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (при необходимости);
-прибытие уполномоченных лиц, отвечающих за обеспечение безопасности и работы учреждения образования (своих заместителей, руководителей инженерно-технических подразделений, руководителя кадрового подразделения, руководителей иных подразделений по необходимости;
-встречу и сопровождение по территории учреждения образования представителей следственно-оперативных групп и старших оперативных начальников сил и средств государственного реагирования на акт терроризма;
-выполнение указаний руководителей следственно-оперативных групп и старших оперативных начальников сил и средств государственного реагирования на акт терроризма после их прибытия.